База знаний
Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области
Статус: Действует
25.11.2020г. утвержден «Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области» ПЦСН-2020 МО, разработанный ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза».
В ПЦСН-2020:
- Порядок составлен на основании Методики №421/ПР от 4 августа 2020 года. ПЦСН-2020 МО объединяет единые методы формирования сметной стоимости в качестве руководства для специалистов.
- Порядок применяется при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - сметная стоимость строительства) объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями Московской области, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Московской области составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Для строек (объектов реконструкции, капитального ремонта), финансируемых за счет средств частных инвесторов без привлечения средств, перечисленных в п. 2 настоящего Порядка, указанные нормы и правила носят рекомендательный характер.
Скачать"ПЦСН-2020 МО"Краткое содержание
4.Сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, а также единичных расценок и составляющих единичных расценок к сметным нормам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов...
5.Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.
6.Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены указанных контрактов и договоров в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ...
8.Разработка сметной документации и ее утверждение для объектов, расположенных в Московской области и указанных в п.2 Порядка, осуществляется в базисном и текущем уровнях цен с учетом НДС базисно-индексным методом.
Сметная стоимость строительства, составленная с применением индексов пересчета на октябрь 2020 (индексов принятых после октября 2020 года), определяется на основании Методики 421.Сметная стоимость строительства, составленная с применением индексов пересчета, принятых до октября 2020, определяется на основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004).
11.Сметная документация для определения сметной стоимости строительства зданий, сооружений или их этапов состоит из локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства , сводок затрат и др.
Результаты вычислений (построчные) и итоговые данные в локальных сметных расчетах (сметах), разработанных базисно-индексным методом, приводятся в рублях с округлением до целых чисел (до рублей), в сметных расчетах на отдельные виды затрат - в рублях с округлением до целых единиц, в объектных сметных расчетах (сметах), сводном сметном расчете стоимости строительства и сводке затрат - в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
Округление результирующего значения коэффициента к стоимостным показателям, полученного как произведение всех применяемых коэффициентов, производится до семи знаков после запятой по итогу перемножения.
Округление результирующих количественных показателей округляется до семи знаков после запятой по итогу перемножения.
Округление результирующих значений коэффициента к количеству, полученное как произведение всех применяемых коэффициентов, производится до семи знаков после запятой по итогу перемножения.
24.В случае отсутствия территориальных базисных средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, оборудование допускается применять соответствующие федеральные базисные цены.
В случае отсутствия материалов, оборудования и пр.строительных ресурсов в федеральных сметных ценах допускается применять текущие цены на материалы, изделия и конструкции по каталогам текущих цен на материалы, оборудование и мебель. А при отсутствии цен в каталогах допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее - конъюнктурный анализ). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении №18 к Порядку и подписываются застройщиком или техническим заказчиком (далее - заказчик).
26.Конъюнктурный анализ проводится по данным производителей (поставщиков) Московской области. Если на рынке Московской области не представлены необходимые материальные ресурсы и оборудование, допускается проведение конъюнктурного анализа по данным ближайших производителей (поставщиков), расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации), с учетом стоимости доставки до объекта строительства, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
В случае невозможности определения затрат по доставке материальные ресурсы и оборудования на основании расчета или по результатам конъюнктурного анализа, по решению заказчика сметная стоимость его перевозки может приниматься в размере до 3 (трех) процентов от отпускной цены на такое оборудование и материальные ресурсы.
27.Размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материалов, изделий, конструкций, оборудования и транспортных затрат в следующих размерах:
а) 2 (два) процента - для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций);
б) 0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) процентов - для металлических конструкций; в) 1,2 (одна целая две десятых) процента - для оборудования.
При перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ТССЦ (ФССЦ) (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства) заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.
28.При учете стоимости материалов в сметной документации по Конъюнктурному анализу и из КТЦ, в случае их отсутствия в сметных нормативах (ТССЦ, ФССЦ), выполняется пересчет из текущего в базисный уровень цен с использованием индекса пересчета ГАУ МО
«Мособлгосэкспертиза», наиболее подходящего по техническим характеристикам ресурса – представителя из ТССЦ.
При учете стоимости оборудования в сметной документации по Конъюнктурному анализу и из КТЦО, для пересчета в базисный уровень 2000 года применяются индексы изменения сметной стоимости оборудования к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по соответствующим отраслям народного хозяйства и промышленности, публикуемым ежеквартально Минстроем России.
При пересчете текущих цен на оборудование в базисные цены на 01.01.2000 следует при- менять ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости оборудования к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по соответствующим отраслям народного хозяйства и промышленности, публикуемым ежеквартально Минстроем России.
32.Сметная документация для объектов, расположенных на территории Московской области, указанных в п. 2 Порядка, должна быть составлена с применением территориальной сметно-нормативной базы ТСНБ-2001 МО.
36.5.и) Включение в сметную документацию затрат на приобретение импортного оборудования должно быть обосновано в задании на проектирование и в проектной документации, а также согласовано с инвестором.
37.12.2 Лимит резерва средств на непредвиденные работы и затраты по объектам жилищно-гражданского строительства принимается в размере 2 %, по объектам промышленного строительства - в размере 3 %.
По уникальным объектам капитального строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с инвестором.
38.4. Составление сметной документации надлежит осуществлять с применением программных комплексов.
Программные комплексы должны обеспечивать:
- максимальную оптимизацию всего цикла работы организаций, выполняющих составление, редактирование, проверку сметной документации, актов выполненных работ, накопительных ведомостей, материальных отчетов, расчетов разницы в стоимости материалов и др.;
- применение программных средств для создания баз данных, их анализа и работы с ними (сборники фирменных или ведомственных расценок, то же ценники на материалы и др.);
- создание печатных форм с учетом нормативных и других (пользовательских) требований;
- выполнение требования открытости, т.е. создание наглядной и удобной формы, обеспечивающей возможность проследить всю последовательность операций составления и корректировки расценок от базовых значений до сметной стоимости по каждой позиции (начисление поправочных коэффициентов, индексов пересчета, накладных расходов, сметной прибыли, замена ресурсов и др.);
- диалог, т.е. создание новых и редактирование существующих форм непосредственно пользователем;
- работу с единым для программных комплексом форматом АРПС,
Приложение № 1. Состав территориальной сметно-нормативной базы ТСНБ-2001 МО и отдельных ее составляющих
Приложение № 2. Перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства
Приложение № 3. Локальный сметный расчет
Приложение № 4. Объектный сметный расчет
Приложение № 5. Сводный сметный расчет стоимости строительства №ССРСС
Приложение № 6. Сводка Затрат
Приложение № 7. Ведомость объемов работ, учтенных в сметных расчетах
Приложение № 8. Сопоставительная ведомость изменения сметной стоимости
Приложение № 9. Сопоставительная ведомость объемов работ при корректировке проектной документации
Приложение № 10. Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды
Приложение № 11. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс
Приложение №12. Сводная смета № на проектные работы и инженерные изыскания
Приложение № 13. Смета № на проектные (изыскательские) работы 2П
Приложение № 14. Смета на проектные (изыскательские) работы ЗП
Приложение № 15. Акты обследования объекта на капитальный ремонт
Приложение № 16. Ведомость дефектов.
Приложение № 17. Структура полного комплекса пусконаладочных работ (усредненная)
Приложение № 18. Конъюнктурный анализ
Полный текст документа
Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области ПЦСН-2020 МО, Москва, 2020 г.
РАЗРАБОТАН Государственным автономным учреждением Московской области «Мособл-
госэкспертиза»
УТВЕРЖДЕН Московской областной комиссией по индексации цен и ценообразованию в строительстве Московской области (Протокол от 25.11.2020 № 11), образо- ванной Правительством Московской области.
Взамен ПЦСН-2014 МО (Протокол от 26.03.2014 № 3), с изменениями, ут- вержденными Протоколами: от 31.07.2014 №7
от 27.07.2016 №7
от 24.08.2016 №8
от 19.12.2016 №12
от 21.02.2018 №2
от 22.08.2018 №8
от 30.01.2019 №1
от 27.02.2019 №2
от 29.05.2019 №5
от 24.07.2019 №7
от 23.10.2019 №10
от 29.01.2020 №01
от 29.07.2020 №07
ПОРЯДОК
ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области
I. Общие положения
1. Порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области (далее – Порядок) разработан на основании Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее - Методика 421) и объединяет единые методы формирования сметной стоимости, собранные в данном Порядке в качестве руководства для специалистов.
2. Порядок применяется при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - сметная стоимость строительства) объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями Московской области, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Московской области составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Для строек (объектов реконструкции, капитального ремонта), финансируемых за счет средств частных инвесторов без привлечения средств, перечисленных в п. 2 настоящего Порядка, указанные нормы и правила носят рекомендательный характер.
3. Сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия - расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению для случаев, указанных в п. 2 Порядка.
Сметные нормы - совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
Сметные цены строительных ресурсов - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения;
Сметные нормативы - сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм;
Укрупненный норматив цены строительства - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
Базисные цены - это средние сметные цены на 01.01.2000, которые являются основанием для разработки федеральной и территориальной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Текущие цены - это сметные цены, взятые на определенный текущий момент времени.
4. Сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, а также единичных расценок и составляющих единичных расценок к сметным нормам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. № 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный № 51079) (далее - ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.
5. Перечень официальных документов федерального и регионального уровня по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве приведен в ФРСН, который ведется и публикуется Минстроем России в электронном виде в сети интернет по адресу https://minstroyrf.gov.ru/trades/gradostroitelnaya-deyatelnost-i-arhitektura/14/.
6. Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в ФРСН, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.
5. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.
6. Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены указанных контрактов и договоров в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
7. Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства утверждены приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержден приказом Минстроя России от 30.03. 2020 № 175/пр.
Методические рекомендации по применению проектно-сметного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных нужд Московской области утверждены распоряжением Правительства Московской области от 13.03. 2019 № 184-РП с изменениями, утвержденными распоряжением Правительства Московской области от 07.07.2020 №463-РП.
8. Разработка сметной документации и ее утверждение для объектов, расположенных в Московской области и указанных в п.2 Порядка, осуществляется в базисном и текущем уровнях цен с учетом НДС базисно-индексным методом .
Сметная стоимость строительства, составленная с применением индексов пересчета на октябрь 2020 (индексов принятых после октября 2020 года), определяется на основании Методики 421. Сметная стоимость строительства, составленная с применением индексов пересчета, принятых до октября 2020, определяется на основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004).
II. Состав сметной документации и требования к ее оформлению
9. Сметная документация является составной частью проектной документации и представляет его денежное выражение в базисном на 01.01.2000 и текущем уровнях цен, опре- деленное в соответствии со сметными нормативами, включенными в ФРСН, Методикой 421 и техническими решениями, которые приняты в проектной документации на основании задания застройщика (технического заказчика), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
К сметной документации прилагаются и являются ее неотъемлемыми частями: а) пояснительная записка;
б) ведомости объемов работ;
в) обосновывающие документы
10. Сметная документация комплектуется в составе проектной документации по стройке в целом в отдельный том с оглавлением и пояснительной запиской в соответствии с требованиями к ее содержанию, указанными в Методике 421, и включает технико-экономические показатели по стройке в целом, по этапам и пусковым комплексам.
Пусковые комплексы в составе объекта или этапа работ могут выделяться как при разработке проектной документации, так и в процессе строительства по решению заказчика.
11. Сметная документация для определения сметной стоимости строительства зданий, сооружений или их этапов состоит из локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства , сводок затрат и др.
Результаты вычислений (построчные) и итоговые данные в локальных сметных расчетах (сметах), разработанных базисно-индексным методом, приводятся в рублях с округлением до целых чисел (до рублей), в сметных расчетах на отдельные виды затрат - в рублях с округлением до целых единиц, в объектных сметных расчетах (сметах), сводном сметном расчете стоимости строительства и сводке затрат - в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
Округление результирующего значения коэффициента к стоимостным показателям, полученного как произведение всех применяемых коэффициентов, производится до семи знаков после запятой по итогу перемножения.
Округление результирующих количественных показателей округляется до семи знаков после запятой по итогу перемножения.
Округление результирующих значений коэффициента к количеству, полученное как произведение всех применяемых коэффициентов, производится до семи знаков после запятой по итогу перемножения.
12. Локальные сметные расчеты (сметы) (ЛСР (ЛС)) разрабатываются на конструктивные решения и (или) комплексы (виды) работ в соответствии с технологической последовательностью выполнения работ и с учетом условий их выполнения (Приложение № 2). При составлении локальных сметных расчетов (смет) детализация объекта капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства
В локальных сметных расчетах (сметах) выделяются разделы для учета архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации применительно к отдельным конструктивным решениям (элементам) и (или) видам работ.
13. Объектные сметные расчеты (сметы) (ОСР (ОС)) - разрабатываются на отдельные объекты капитального строительства и включают итоговые стоимостные показатели локальных сметных расчетов (смет) (Приложение № 4).
В случае, если сметная стоимость объекта капитального строительства определена по одному локальному сметному расчету (смете), то объектный сметный расчет (смета) может не разрабатываться.
14. Сметные расчеты на отдельные виды затрат (СР) разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат разрабатываются для определения стоимости затрат, не учтенных сметными нормативами, единичными расценками, составляющими единичных расценок, сметными ценами строительных ресурсов
15. Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ССРСС) разрабатывается на объект строительства и (или) этап строительства на основании итоговых стоимостных показателей объектных и (или) локальных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат. Составляется по рекомендованной форме (Приложение № 5).
16. Сводка затрат разрабатывается, когда в проектной документации на строительство объектов производственного назначения предусматривается строительство объектов непроизводственного назначения, а также при подготовке проектной документации применительно к отдельным этапам строительства (Приложение № 6).
17. Ведомость объемов работ, учтенных в сметных расчетах (Приложение № 7),
подписывается исполнителем и главным инженером проекта (ГИП).
Графа 7 «Формула расчета, расчет объемов работ и расхода материалов» заполняется с учетом положений:
- технических частей сборников ГЭСН, ФЕР, ТЕР сведения о которых включены в
федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов;
- сводов правил, включенных в перечни документов обязательного и добровольного применения, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985, распоряжением правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р, приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687.
18. Сопоставительная ведомость изменений сметной стоимости (Приложение №8)
подписывается исполнителем и главным инженером проекта (ГИП).
19. Сопоставительная ведомость объемов работ при корректировке проектной документации (Приложение №9) подписывается исполнителем и главным инженером проекта (ГИП).
20. Ведомость сметной стоимости объектов, работ и затрат по охране окружающей сре- ды разрабатывается по унифицированной форме (Приложение № 10).
21. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой ком- плекс, разрабатывается в случае необходимости по унифицированной форме (Приложение № 11).
22. Сметы на проектно-изыскательские работы разрабатываются по формам: сводная смета на проектные работы и инженерные изыскания (Приложение №12), 2П (Приложение № 13) и 3П (Приложение № 14).
23. Сквозная нумерация производится в следующем порядке:
23.1 Нумерация сметных расчетов на отдельные виды затрат производится целыми числами в порядке их включения в сметную документацию. Например, СР-1.
23.2. Номер локального сметного расчета (сметы) содержит три группы цифр: первые две группы цифр соответствуют номеру объектного сметного расчета (сметы), третья группа цифр - порядковому номеру локального сметного расчета (сметы) в объектном сметном расчете (смете). Например, ЛС-02-01-01.
23.3. Номер объектного сметного расчета (сметы) содержит две группы цифр: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры - порядковому номеру строки в главе сводного сметного расчета стоимости строительства. Например, ОС-02-01.
23.4. Сводный сметный расчет стоимости строительства содержит буквенное обозначение - ССРСС. В случае, когда подготовка проектной документации по инициативе заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства, сводному сметному расчету стоимости строительства присваивается также номер этапа строительства.
23.5. Сводке затрат не присваиваются буквенное обозначение и порядковый номер.
23.6. Нумерация локальных и объектных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат может быть дополнена группой цифр, соответствующих номеру этапа строительства.
III. Конъюнктурный анализ
24. В случае отсутствия территориальных базисных средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, оборудование допускается применять соответствующие федеральные базисные цены.
В случае отсутствия материалов, оборудования и пр.строительных ресурсов в федеральных сметных ценах допускается применять текущие цены на материалы, изделия и конструкции по каталогам текущих цен на материалы, оборудование и мебель. А при отсутствии цен в каталогах допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее - конъюнктурный анализ). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении №18 к Порядку и подписываются застройщиком или техническим заказчиком (далее - заказчик).
25. Для проведения конъюнктурного анализа используется информация из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах (в частности, печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», подтверждаемая обосновывающими документами, подписанными производителями и (или) поставщиками соответствующих материальных ресурсов и оборудования (работ, услуг) и (или) заверенными подписями уполномоченного лица производителей и (или) поставщиков, при использовании обосновывающих
документов из открытых источников - подписанные уполномоченным лицом заказчика, в том числе для:
а) материальных ресурсов и оборудования: копиями или оригиналами (при наличии) прейскурантов, прайс-листов, коммерческих предложений и тому подобное, технико-коммерческих предложений (далее - ТКП) не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков.
б) прочих затрат: результатами конкурсов, аукционов, данными Федеральной службы государственной статистики, данными о тарифах, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, копиями или оригиналами (при наличии) данных о ценах и тарифах, размещаемых в форме публичной оферты или ТКП не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков услуг, в случаях, когда законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование стоимости соответствующих услуг.
Обосновывающие стоимость в текущих ценах документы должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.
26. Конъюнктурный анализ проводится по данным производителей (поставщиков) Московской области. Если на рынке Московской области не представлены необходимые материальные ресурсы и оборудование, допускается проведение конъюнктурного анализа по данным ближайших производителей (поставщиков), расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации), с учетом стоимости доставки до объекта строительства, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
В случае невозможности определения затрат по доставке материальные ресурсы и оборудования на основании расчета или по результатам конъюнктурного анализа, по решению заказчика сметная стоимость его перевозки может приниматься в размере до 3 (трех) процентов от отпускной цены на такое оборудование и материальные ресурсы.
27. Размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материалов, изделий, конструкций, оборудования и транспортных затрат в следующих размерах:
а) 2 (два) процента - для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций);
б) 0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) процентов - для металлических конструкций; в) 1,2 (одна целая две десятых) процента - для оборудования.
При перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ТССЦ (ФССЦ) (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства) заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.
28. Информация, предоставляемая производителями и (или) поставщиками соответствующих материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг, должна содержать их наименование, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), контактные данные, а также данные об исполнителе (исполнителях) документа с указанием его фамилии и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
29. В обосновывающих документах производителей и (или) поставщиков соответствующих материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг указываются дата составления документа, дата и (или) сроки действия ценовых предложений, информация об учете (или не учете) в ценах отдельных затрат (перевозка, шефмонтаж, шефналадка и тому подобное), а также налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
30. В ТКП приводится информация о стоимости материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг с указанием единицы измерения, валюты расчета, курса пересчета (в случае использования ценовой информации в валюте иностранного государства). ТКП заверяются подписями и печатями (при наличии) уполномоченных лиц производителей с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Характеристики материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг, содержащиеся в ТКП, должны соответствовать решениям и мероприятиям проектной и рабочей документации.
31. В случае определения сметной стоимости строительства одновременно в двух уровнях
цен: текущем и базисном, сметная стоимость отдельных видов работ и услуг, а также сметных цен материальных ресурсов и оборудования, текущая стоимость которых получена в соответствии с положениями пунктов 24-30 Порядка по результатам конъюнктурного анализа на основании ТКП, определяется в базисном уровне цен как отношение их стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.
При учете стоимости материалов в сметной документации по Конъюнктурному анализу и из КТЦ, в случае их отсутствия в сметных нормативах (ТССЦ, ФССЦ), выполняется пересчет из текущего в базисный уровень цен с использованием индекса пересчета ГАУ МО
«Мособлгосэкспертиза», наиболее подходящего по техническим характеристикам ресурса –
представителя из ТССЦ.
При учете стоимости оборудования в сметной документации по Конъюнктурному анализу и из КТЦО, для пересчета в базисный уровень 2000 года применяются индексы изменения сметной стоимости оборудования к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по соответствующим отраслям народного хозяйства и промышленности, публикуемым ежеквартально Минстроем России.
При пересчете текущих цен на оборудование в базисные цены на 01.01.2000 следует при- менять ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости оборудования к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по соответствующим отраслям народного хозяйства и промышленности, публикуемым ежеквартально Минстроем России.
IV. Порядок составления сметной документации на строительство
32. Сметная документация для объектов, расположенных на территории Московской области, указанных в п. 2 Порядка, должна быть составлена с применением территориальной сметно-нормативной базы ТСНБ-2001 МО в соответствии с разделом 9 Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденной приказом Минстроя России от 04.09.2019г №519/пр.
Раздел 11 Проектной документации в соответствии с п.28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. №87 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
32.1 Пояснительная записка к сметной документации должна содержать следующую информацию:
а) сведения о месте расположения объекта капитального строительства;
б) перечень утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство;
в) наименование подрядной организации (при наличии);
г) обоснование особенностей определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства;
д) другие сведения о порядке определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, характерные для него.
32.2 Сметная документация должна содержать: а) сводку затрат (при необходимости);
б) сводный сметный расчет стоимости строительства; в) объектные и локальные сметные расчеты (сметы); г) сметные расчеты на отдельные виды затрат;
33. Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
- исходные данные заказчика на разработку сметной документации;
- предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости физических объемов работ и затрат, спецификации и ведомости потребности ресурсов, в том числе: технологического оборудования, инструмента, инвентаря для оснастки объектов; строительных материалов, изделий, конструкций; строительных машин и механизмов для производства строительно-монтажных работ; прочих работ и затрат, сопутствующих строительству;
- решения, принятые инвестором и предусмотренные в проекте, в том числе в составе проекта организации строительства (ПОС);
- листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в процессе реализации проекта;
- отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти;
- действующие федеральная и территориальная сметно-нормативные базы ценообразования в строительстве СНБ-2001.
В случаях отсутствия в территориальной ТСНБ-2001 отдельных единичных расценок или сметных цен на отдельные виды материалов, изделий и конструкций, разрешается применять единичные расценки Федеральных сборников (ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001, ФЕРмр-2001) и сметные цены, имеющиеся в Федеральном сборнике сметных цен.
34. Пересчет в текущий уровень цен для СНБ-2001 может осуществляться:
- расчетными индексами пересчета стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ для Московской области ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза».
- индексами изменения сметной стоимости по видам объектов капитального строительства, в том числе: рассчитываемые для применения к сметной оплате труда, к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, к сметной стоимости материалов, изделий и конструкций, рассчитываемые для применения к сметной стоимости строительно-монтажных работ (с учетом накладных расходов и сметной прибыли) в целом по объекту капитального строительства;
- индексами изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения по видам (комплексам) работ, а также по видам затрат при строительстве;
- индексами к сметной стоимости отдельных материалов, изделий, конструкций, оборудования, эксплуатации машин и механизмов или к стоимости однородных групп таких строительных ресурсов;
- индексами изменения сметных цен на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом по соответствующим типам автотранспортных средств;
- индексами изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к сметной стоимости оборудования;
- индексами изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к сметной стоимости отдельных видов прочих работ и затрат, обеспечивающих процессы строительства, не относимых на стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, мебели и инвентаря.
Для ТСНБ-2001 МО для объектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта, финансируемых с привлечением средств регионального и местного бюджетов Московской области, текущая стоимость определяется только с использованием расчетных индексов к элементам прямых затрат ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза».
35. Составление и применение локальных сметных расчетов (смет).
35.1. Локальные сметные расчеты (сметы) являются исходными документами для составления объектных смет и сводных сметных расчетов (ССРСС).
Локальные сметные расчеты (сметы) по видам работ и затрат, являясь первичными сметными документами, разрабатываются по Сборникам единичных расценок ФЕР-2001, ТЕР-2001, ОЕР-2001, включенным в ФРСН, а их суммарные итоги включаются в соответствующие
объектные сметы и главы сводных сметных расчетов.
Выбор сметных нормативов, единичных расценок и составляющих единичных расценок для определения стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ осуществляется исходя из соответствия технологии производства работ, принятой в проектной и иной технической документации, состава работ, перечня, характеристик и расхода строительных ресурсов, учтенных сметными нормами.
35.2. Локальные сметные расчеты (сметы) составляются на основе физических объемов работ, а также по спецификациям на оборудование, устанавливаемым при разработке проектной и (или) рабочей документации:
- по зданиям и сооружениям: на строительные работы, специальные строительные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, на монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-
- измерительных приборов (КИП) и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнали- зация и т.п.), приобретение оборудования, приспособлений, мебели, инвентаря и др.;
- по общеплощадочным работам: на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
Данные локальных сметных расчетов (смет) группируются в объектных сметных расчетах (сметах) по конструктивным частям здания (сооружения), комплексам работ и устройств, которые распределяются по главам ССРСС. Порядок группировки должен соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства.
35.3 В стоимость, определяемую локальным и сметными расчетами (сметами), входят прямые затраты, накладные расходы и сметная прибыль.
Сметные прямые затраты учитывают сметную стоимость материалов, изделий, конструкций, средства на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (далее - машинисты).
Накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.
35.4 В локальных сметных расчетах (сметах) на разборку, снос (перенос) зданий и сооружений по конструкциям, материалам и изделиям, пригодным для повторного применения, за их итогом (справочно) приводятся возвратные суммы.
35.5. Локальные сметные расчеты (сметы) на приобретение и монтаж оборудования, мебели и инвентаря разрабатываются согласно положениям, предусмотренным в Методике 421.
35.6. При составлении локальных сметных расчетов (смет) должны учитываться усложняющие факторы и условия производства работ путем применения коэффициентов, приведенных в общих указаниях по применению сметных норм и расценок, а также в технических частях сборников на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы. На затраты, определяемые с использованием нормативов, выраженных в процентах от полной сметной стоимости или сметной стоимости строительно-монтажных работ, сметные расчеты не составляются, а включаются в главы сводных сметных расчетов стоимости строи- тельства «Подготовка территории строительства», «Прочие работы и затраты», «Подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства» отдельной строкой.
35.7. При разработке локальных сметных расчетов (смет) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим, приведенные в Приложении № 10 к Методике 421.
35.8. Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой 421. При одновременном применении коэффициенты перемножаются, результат округляется до семи знаков после запятой.
35.9. Коэффициенты, учитывающие технологические особенности производства отдельных видов работ (например, разработка мокрого грунта, кирпичная кладка закругленных стен и тому подобное), применяются к количественным или стоимостным показателям строительных ресурсов (за исключением оборудования) в соответствии с положениями разделов «Общие положения» и «Приложения» соответствующих сборников сметных норм (единичных расценок), а также в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
36. Порядок определения статей затрат в локальных сметах
36.1. Порядок определения сметных затрат на оплату труда рабочих
В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на оплату труда рабочих- строителей определяются исходя из данных о нормативной трудоемкости работ (человеко-часы), среднего разряда работы и стоимости 1 человеко-часа рабочего-строителя соответствующего разряда на 01.01.2000.
В составе затрат на оплату труда рабочих отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих, включая рабочих, не состоящих в штате, и линейного персонала при включении его в состав работников бригад (участков), занятых непосредственно на строительных работах, а также рабочих, осуществляющих перемещение материалов и оборудования в пределах рабочей зоны и от приобъектного склада до места укладки в дело или монтажа.
Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включаются в состав затрат на эксплуатацию строительных машин.
36.2. Порядок определения сметной стоимости материальных ресурсов
Сметная стоимость материальных ресурсов в составе локальных сметных расчетов (смет) определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.)